Власти Архангельска обещают решить транспортную проблему города новыми методами

 Фото: arhcity.ru

В мэрии Архангельска состоялось совещание по вопросу выполнения мероприятий, предусмотренных трехсторонним соглашением между Правительством области, мэрией столицы Поморья и Ассоциацией перевозчиков.

Согласно нему повышения тарифа на перевозки должно было иметь следствием выход на маршруты комфортабельных автобусов большого класса и значительное улучшение качества обслуживания пассажиров.

— Мы с вами прекрасно знаем о той озабоченности, которую высказывают архангелогородцы по поводу качества предоставляемых услуг по перевозке пассажиров на городских маршрутах и состояния подвижного состава, который для этого используется. Подписанное в начале года соглашение определяло, что должно измениться в этой сфере. К сожалению, качественных изменений мы не наблюдаем: ни горожане, ни городские, ни областные власти. Поэтому наша задача понять причины сложившейся ситуации и обозначить те шаги, которые позволят ее разрешить, — отметил в начале совещания Глава МО «Город Архангельск» Игорь Годзиш.

До недавнего времени федеральное законодательство в сфере перевозок четко не определяло правила организации и регулирования транспортной отрасли. Например, ни в одном из действующих федеральных нормативно-правовых актов не была установлена ответственность за работу на маршруте без договора с муниципалитетом. Любой перевозчик мог получить лицензию, зарегистрироваться в налоговом органе и ездить по городу. При этом он не заключал договор с мэрией, не принимал участие в конкурсе, но с точки зрения закона претензий к нему не могло быть. С начала следующего года ситуация изменится – соответствующий закон «Об организации транспортного сообщения» был принят Государственной Думой.

Пока же закон в силу не вступил, привести в порядок пассажирские перевозки должно было трехстороннее соглашение между правительством области, мэрией Архангельска и Ассоциацией автотранспортников, подписанное в феврале этого года. Его ключевыми условиями является сохранение льготного проезда отдельным категориям горожан, а также улучшение качества обслуживания и обновление автопарка перевозчиков при условии повышения стоимости проезда до 21 рубля.

Как отметил министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов, министерство проводит регулярный мониторинг исполнения условий соглашения.

— Мы видим, что перевозчики, входящие в Ассоциацию, продолжают эксплуатировать не низкопольные автобусы, как указано в соглашении, а машины марки ПАЗ. Хотя были указаны конкретные сроки перехода на новые автобусы. В ответ – масса отговорок, — подчеркнул Вадим Кривов.

В свою очередь муниципалитет свои обязательства исполняет в полном объеме, дотируя из городской казны перевозчиков, использующих автобусы большого класса, а также автобусные маршруты на островных территориях. Это обходится городу в 54 млн. рублей в год. Кроме того, в столице Поморья сохраняются все ранее введенные льготы для ветеранов и пенсионеров по бесплатному проезду на городских автобусах. Этой льготой в полном объеме пользуются участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также все горожане в возрасте 70 лет и старше. Расходы в сумме более 80 млн. рублей берет на себя городской бюджет.

— В Архангельске только правом на бесплатный проезд для горожан в возрасте от 70 лет и старше пользуется 21 тыс. человек. За год они совершают порядка 3,6 млн. поездок. При этом у нас были обозначены в дополнительном соглашении с перевозчиками, как электронный проездной билет, так и низкопольные автобусы. Что касается качества предоставления услуги, то горожане жалуются на многочисленные нарушения графиков движения. В утренние часы в автобусах постоянно давка, вечером на окраинных территориях автобусы просто не выходят на маршруты, — доложил о ситуации директор департамента городского хозяйства Владимир Плюснин.

И если к внедрения электронных проездных автотранспортники в принципе готовы, то к запуску комфортабельных автобусов есть вопросы:

— Все положения Соглашения в полном объеме исполняются в части перевозки льготной категории пассажиров пока только муниципальными предприятиями. По вопросу использования больших автобусов: в автопарке муниципального предприятия находятся 46 единиц. Их эксплуатация показывает очень высокую убыточность. Все частные перевозчики, приобретавшие автобусы большой вместимости в Архангельске, при действующем тарифе и отсутствии дотаций, были вынуждены от них отказаться. Окупаемость эксплуатации больших автобусов в нашем городе возможна только при условии решения проблемы с нелегальными перевозчиками. Мы надеемся, что новый федеральный закон даст механизмы борьбы с существующим беспределом на маршрутах. Тогда можно будет организовать прибыльную работу автобусов большой вместимости. Что же касается внедрения электронных проездных, то мы к этому готовы, хотя процедура связана с определенными неудобствами для перевозчиков, — подчеркнул, директор МУП «АПАП-1» и МУП «АПАП-2» председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области Александр Ситков.

Внедрению автобусов большой вместимости, по мнению автоперевозчиков, пока препятствует и городская инфраструктура:

— Не надо ругать ПАЗик, потому что ориентироваться в нынешних экономических условиях на импортную технику экономически нецелесообразно. Есть автобусы марки ПАЗ класса повышенной комфортности, и он нисколько не хуже иностранных аналогов. Кроме того, ни остановки общественного транспорта, ни разворотные площадки, к сожалению, не готовы к автобусам большой вместимости. Даже наши, как говорят «сельские ПАЗики» не могут на них развернуться. Взять хотя бы ул. Кедрова, где конечная у множества маршрутов, — обратила внимание присутствующих на проблему директор ООО «ТЦ Автотехтранс», член Ассоциации автотранспортников Архангельской области Светлана Антушева.

Еще одним серьезным препятствием для улучшения качества обслуживания горожан является острая кадровая проблема.

— У нас 50% нехватка водителей и кондукторов. И набрать новых специалистов мы не можем. Поэтому часто не можем и дисциплинарно наказать за хамство или курение, люди просто уволятся, а автобусы в итоге не выйдут на маршруты, — посетовала Светлана Антушева.

Эту информацию подтвердила и и. о. министра труда, занятости и социального развития Архангельской области Светлана Скоморохова:

— Сегодня в Архангельске численность безработных составляет 1 541 человек, вакансий водителей категории Д – 286. Но из числа безработных, которые имеют данную профессию, трудоустроиться либо мешает состояние здоровья, либо низкая заработная плата. Ежегодно мы организовываем обучение этой специальности, но эти курсы мало востребованы. В этом году нами были обучены только 20 человек по всей Архангельской области. Средняя стоимость обучения составляет 24 тыс. рублей. Поэтому если бы организации, нуждающиеся в кадрах, пошли нам на встречу и в рамках софинансирования учили будущих сотрудников, мы бы смогли обучить большее количество, — подчеркнула Светлана Скоморохова.

И если вопрос с кадрами может быть решен, то к созданию привлекательных условий труда может подключиться муниципалитет:

— Необходима предусмотреть участие мэрии в создании условий в части конечных остановок. Водителям негде принять пищу, отдохнуть после рейса, — поставил задачу Игорь Годзиш.

Сделать все маршруты прибыльными даже при условии использования низкопольных автобусов можно уже сегодня – уверен представитель САФУ Михаил Марушкей.

— Наш университет провел масштабное исследование транспортных потоков. В частности, выяснилось, что есть маршруты, которые проходят через весь город. Такого нет ни в одном мегаполисе. Крупный городской автобус в принципе для такого не предназначен. Кроме того, у нас слишком много дублирующих маршрутов. Только по пр. Троицкому проходит 26 маршрутов. Чтобы автобусы большой вместимости были рентабельны, необходимо строго соблюдать график движения. Не как сейчас, когда я стою на остановке и выбираю автобус, а через 5 минут. Но один автобус. А следующий подходит еще через 5 минут. Наш университет готов подключиться к работе по разработке новых маршрутов движения общественного транспорта, — предложил Михаил Марушкей.

У автоперевозчиков много вопросов по поводу методики расчета тарифов, а также требований, которые устанавливаются муниципальными контрактами. В частности, это коснулось привлечения к работе на уже выигранных по конкурсу маршрутах субподрядчиков. В адрес департамента городского хозяйства и муниципальных предприятий АПАП-1-2, прозвучало много критических замечаний по тому, как фактически распределяются маршруты и кто в итоге на них работает.

По итогам полуторачасового обсуждения градоначальник Игорь Годзиш поручил создать специальную рабочую группу, которая будет тщательно прорабатывать реальный план действий по улучшению качества пассажирских перевозок в Архангельске:

— В рабочую группу помимо специалистов областного правительства и мэрии, Ассоциации и независимых автоперевозчиков, необходимо пригласить сотрудников САФУ. И на ее основе начать диалог по оптимизации пассажирского движения в городе и по рассмотрению вопросов внедрения электронного проездного билета. Первое заседание должно состояться сразу после Новогодних каникул, — поставил задачу по итогам совещания Игорь Годзиш.

Кроме того Игорь Годзиш дал поручение временно приостановить проведение конкурсов по отбору организаций, осуществляющих перевозки на внутригородских маршрутах. В Положение, регулирующие их проведение необходимо внести изменения, обусловленные новым областным законом.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *