Явление Горана Бреговича и его Wedding and Funeral Orchestra в Архангельске: ФОТО

 Фото: Олег Комиссаров

"Главное музыкальное событие года" по версии Поморской филармонии.

"Я гениальный музыкант? О, нет! Это Горан Брегович гениален!" — говорил Эмир Кустурица на пресс-конференции в Архангельске перед, без преувеличения, историческим концертом The No Smoking Orchestra 17 апреля 2018 года на сцене Театра Драмы. И вот прошло чуть больше года, и на эту же сцену вышел Wedding and Funeral Orchestra под руководством того самого заклятого друга Кустурицы Горана Бреговича! Что ни говори, а анонс Большого Пасхального Фестиваля 2019 года получился сенсационным! Однако, восторгаясь смелостью задумки организаторов. остановимся подробнее на её реализации. Благо, сам фестиваль уже успешно завершился на прошлой неделе, и толика критики не сможет его омрачить.

"Я счастлив быть сегодня здесь"

На пресс-конференции Бреговича ажиотажа было явно поменьше, чем на прошлогодней у Кустурицы. Тем не менее, когда композитор зашёл в помещение, он сразу сумел настроить присутствующих на себя. Горан Брегович не говорил по-русски, а общался по-английски через директора Поморской филармонии Василия Ларионова. Впрочем, складывалось впечатление, что Брегович понимает по-русски лучше, чем хочет показать.

— Я очень рад, даже могу сказать, счастлив быть сегодня здесь. По-русски не говорю, мне нужен переводчик, и я немного стесняюсь этого факта — с этих слов начал пресс-конференцию композитор. В ответ на вопросы коллег он рассказал, что в 2019 году у него запланировано 150 концертов, Архангельск — лишь один из них. 

— Но русская культура — это что-то особенное для нас, мы знаем про неё очень много. Мы знаем про все ваши войны, про ваших писателей и композиторов… А вы не знаете про нас практически ничего — упрекнул Брегович — Это такой "случай старшего брата", когда старший брат ничего не знает про жизнь младших братьев. Тем более, для меня большое чудо и большая честь, что есть аудитория в России и в Архангельске. Надеюсь, вам понравится мой концерт!

Дальше речь зашла о содержании самого шоу. И тут выяснилось, что заявленная ещё в начале года амбициозная программа "Три письма из Сараева" с выходом на сцену 70 человек была отменена из-за того, что принимающая сторона не смогла удовлетворить запросы Бреговича, а не по многочисленным просьбам трудящихся. Впрочем, лишь три крупных российских города могут позволить себе такую роскошь обе столицы и Красноярск.

— У нас такого симфонического оркестра нет, и на определённом этапе мы поняли, что не сможем это сделать — констатировал Василий Ларионов. Зато на концерте можно было приобрести фирменный диск первой части "Трёх писем из Сараево". К концу 2019 года планируется выпуск записи скипичного концерта на основе этой же программы. Там можно будет услышать те самые скрипки в еврейской, мусульманской и христианской манерах, которых лишились архангелогородцы.

— Сегодня будут звучать песни на разных языках — арабском, сербском, английском, еврейском… Очень надеюсь, что и эта программа вам всем очень понравится! — обнадёжил присутствующих иностранный музыкант.

При этом Брегович совсем не педант в музыкальных вопросах. Ведь не все музыканты его коллектива являются профи.

— В жизни много важных вещей, было бы жалко, если бы их делали только профессионалы высказался композитор — Только профессионалы, например, занимались бы кухней? Или сексом? Музыка это как раз из того же ряда! Если бы ей занимались только профессионалы, это была бы не музыка в том смысле, как мы её понимаем. 

Однако, если говорить о музыки вообще, Брегович не просто консервативен — как выяснилось, для него уже просто не существует никакой музыки, кроме его собственной. Вот что он ответил на вопрос НД29 о том, случается ли слушать какую-нибудь музыку после работы.

 Вы когда-нибудь думали о том, о чем думает гинеколог, когда приходит домой? Он что, думает о своей работе? Нет, он о ней не думает! Я больше не слушаю современную музыку — безапелляционно заявил маэстро. Собственно, этим вопросом под пресс-конференцией и была подведена черта, зрителям пришло время идти в зал, а Бреговичу и его команде — выходить на сцену.

На свадьбе и похоронах оркестр — какой уж есть!

После некоторого ожидания с галёрки полного зала Архангельского областного Театра Драмы раздались бодрые звуки трубы, вскоре из совершенно другого угла её поддержала ещё одна "дудка". Два музыканта перекликались больше пяти минут, и тут на сцену вступил Брегович в безукоризненном белом костюме и другие музыканты Wedding and Funeral Orchestra. Трубачи тоже спустились с галёрки на сцену к товарищам и концерт начался.

Wedding and Funeral Orchestra это интернациональная группа, сочетающая в себе профессионалов своего дела и настоящих талантов-самородков. Можно заслушаться вокалом Мукарема Реджепи, который параллельно ещё и барабанит на "гуче", традиционном сербском барабане. За женские вокальные партии отвечают болгарские певицы Даниела Радкова-Александрова и Людмила Радкова-Трайкова. По достоинству были оценены старания сильного духового трио Бокана Станковича (труба), Драгича Величковича (труба), и, конечно же, Стояна Димова (саксофон, кларнет). А ещё звукореж оркестра мог добавить в нужный момент драм-машины и иные записанные звуки.

Вместе с тем, Wedding and Funeral Orchestra, расположившиеся в глубине театральной сцены, оказались далеки от зрителя в энергетическом плане. В России на Бреговиче порой танцуют в залах, неприспособленных для этого, но в Архангельске подобного, увы, не случилось. Сами музыканты играли на высшем уровне, но до того уровня контакта с аудиторией, что вытворяли Кустурица и его блестяще костюмированный The No Smoking Orchestra год назад, им очень и очень далеко.

Скорее, Wedding and Funeral Orchestra смотрелся на все 100 % на свадьбе или похоронах. Как в том самом фильме "Чёрная кошка белый кот", и что б музыканты сидели на горе, а вокруг до горизонта стояли полные столы с белоснежными скатертями под цвет костюма Бреговича, рекою лился алкоголь, и все веселились. Впрочем, атмосфера это лишь одна из составляющих, на концерте главное, всё-таки, музыка.

"In the Death Car… Давай-давай!"

Хорошую музыку Wedding and Funeral Orchestra играет под неизменным руководством Бреговича, иногда манерно дирижирующего одной рукой. Хотя в анонсах была заявлена программа, состоящая сплошь из хитов, на концерте прозвучали и совершенно новые композиции, которых нет ещё на записях. Это можно списать на желание Бреговича удивлять.

Слушатели оценили некоторые композиции из "Трёх писем" и отрывки произведения Горана, которое он описал как "История Кармен со счасливым концом". А ещё прозвучала песня итальянских партизан Bella Ciao с вплетением балканских мотивов. Этническая составляющая музыки Бреговича и его товарищей преобладала в тот вечер. А интернациональный состав позволил слушателю поверить в искренность исполнения.

И, конечно же, прозвучали хиты из кинофильмов, саундтреки для которых делал Брегович. К сожалению, количество известных композиций оставляло желать расширения, но всё же Мукарема Реджепи проникновенно спел слова танго Ausenсia из «Андерграунда», а перед завершением официальной части программы сам маэстро, отпустив большую часть оркестра, пел тот самый In the Death Car, мягко приглашая зрителей подпеть хором в нужный момент:

In the deathcar, we're alive… Давай-давай! Хорошо…

Кстати, говорил эти слова Брегович почти без акцента. Естественно, после этого были ещё выходы на бис, море оваций и цветы. Остаётся лишь немного пожалеть, что аудитория балканского композитора достаточно возрастная уходит эпоха…

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + 16 =