«Тайбола-2019» — международный фестиваль, который работает на себя: ФОТО + ВИДЕО

 Фото: Олег Комиссаров

Вдвойне приятно, что это культурный бренд Архангельской области.

В этом году фестиваль «Тайбола» подвела погода. Если в 2017 году на острове Гривы было солнечно, то в этот раз солнце порадовало только самых стойких «тайболианцев», которые остались на территории до воскресенья, 14 июля.

Сейчас «Тайбола: Сила притяжения» уже в прошлом. Сразу отметим — этот фестиваль большая история, которая для сотен людей длится минимум месяц, а для десятков — месяцы. Потому что собрать столько разнообразных участников, их последователей и друзей в одном месте, обеспечить им условия проживания и творчества, продумать непредвиденные моменты — это дорогого стоит!

Хорошо помню, как ещё на Arctic Art Forum в ноябре 2018 года говорил с Ильёй Кузубовым о перспективах «Тайболы-2019», и Илья многозначительно отвечал — «сначала всем надо собраться, посмотреть друг на друга и решить, сможем ли это сделать». В итоге решение было принято — «Тайболе» быть! А дальше выбор локации, подготовка территории и инфраструктуры, сооружение арт-объектов… И в итоге получилось то, что увидели, услышали и потрогали тысячи гостей 12-14 июля. Вот наиболее интересные моменты из тех, что довелось поймать нам.

«Тайбола» — это дорога, путь, путешествие. А любое путешествие подразумевает остановки. Таких остановок на фестивале сделаны десятки, и каждая из них своеобразна. Казалось бы, только проходишь по дороге от начала территории фестиваля — и вот уже справа какая-то куча хаотично раскиданных брёвен, а перед ней помост с лестницей. Табличка гласит, что это арт-объект «Птицы», которые, видимо, слетелись на землю. Но если подняться и оценить вид снизу, станет понятно — это, собственно, большая приветственная надпись «Тайбола».

Идёшь дальше и чудеса продолжаются — в панцире огромной улитки расположилась библиотека из книг, которые сдали неравнодушные люди, а волонтёры тщательно пометили фирменной фестивальной печатью. К сожалению, мы живём в то время, когда «настоящая» книга не является предметом первой необходимости, при этом цена на них всё выше и выше. Так что многие гости фестиваля подолгу перебирали книги и забирали себе приглянувшиеся — непременная возможность «походной библиотеки».

«Тайболу» частенько упрекают в том, что это фестиваль, где упор делается на чуждую россиянам культуру, с включением в программу коллективов, играющих реггей, с созданием на суровом Русском Севере неуместных ассоциаций с Африкой и иными далёкими солнечными странами. Однако как тогда можно объяснить появление на фестивале большого белого «колокольчика», внутри которого расположилась фотовыставка, посвященная советским и российским рок-поэтам? В том числе, тому самому Александру Башлачёву, который и написал бессмертную песню «Время Колокольчиков». У выставки постоянно собирались представители разных поколений, читали стихи и пели песни её героев.

Если же говорить о музыкальной составляющей, то действительно на главной сцене в центральный день фестиваля, 13 июля, преобладали именно этнические ритмы южных стран. Хотя открыл фестиваль хорошо известный нашим читателям северодвинский «человек-оркестр» ДЭ ДЭ, и без его инструментальной композиции «Тайбола», написанной под впечатлением мероприятия «Тайбола: Новые Берега» (2014 год, остров Марилов), дело не обошлось.

Хотя фестиваль постоянно меняет свои локации и объекты, есть один, который остаётся неизменным из года в год. Это «Яранга Солнца», или попросту фестивальная столовая. И снова она давала всем желающим крышу над головой, еду и питьё, причём прямо в ней можно было комфортно слушать выступления с главной сцены «Тайболы».

Уже во второй раз на ней появился международный коллектив KIMBATA, в котором вместе играют конголезские, камерунские и московские музыканты. В их репертуаре композиции в таких экзотических музыкальных стилях, как румба-рок, макоса, афробит, хотя хватает всем известных реггей и фанка. Команда имеет культовый статус у заинтересованной аудитории и её приезд в леса Холмогорского района — безусловное достижение организаторов фестиваля.

Впрочем, не меньшее достижение — выступление на главной сцене группы МАРЛИНЫ из Владивостока. Музыканты проехали пол-страны, чтобы в итоге собрать под свои ритмы сотни меломанов. Хотя 13 июля было пасмурным днём, ближе к вечеру, именно на МАРЛИНАХ, выглянуло закатное солнце.

Неподалёку от главной сцены расположилась средневековая локация, на которой можно было поупражняться в стрельбе из лука или узнать своё будущее благодаря гаданию на рунах. Там же разместили торговые ряды с сувенирами и хэнд-мэйд вещами. Чуть дальше раскинулся шатёр мастер-классов.

На выходе с центральной зоны поставили зловещий арт-объект — череп из полиэтилена и с зубами из набитых мусором мешков. Тут не лишним будет вспомнить, что фестиваль позиционирует себя, как экологический. И по сложившимся традициям весь мусор, оставшийся после отдыха на природе, собрали, рассортировали и вывезли, оставив местность в почти первозданном виде.

Стоит сказать, что в этот раз организаторы уделили больше внимания палаточному лагерю, и жизнь там стала отдельной и важной частью фестиваля. Как и анонсировалась, территория была разбита на улицы (так на «Тайболе» появилась, например, улица Джона Леннона) и в целом порядка стало значительно больше. А съехавшиеся на праздник гости хорошо подготовились к непогоде, а довольно пессимистичный прогноз с затяжными дождями не оправдался.

Кроме главной поляны и палаточного лагеря в «зелёной» зоне фестиваля была ещё электронная сцена, которая объединила десяток профессиональных диджеев — как местных, так и заезжих. Глубокой ночью выступила легендарная группа ШЕСТЬ МЁРТВЫХ БОЛГАР, в 2017 году игравшая на главной сцене.

Рядом с электронной сценой расположились ещё два важных арт-объекта. «Квартирка», этакое «воронье гнездо», куда можно было забраться только вдвоём по приставной лестнице, и обозреть открывшийся вид на электронный танцпол и реку. А совсем рядом с «танцполом» растянули гамак в шатре из сетки и подвешенных к ней деревянных рыб.

Большая часть арт-объектов от разных творцов и творческих коллективов находились, однако на широком песчаном берегу Северной Двины. Именно там высунула пятиметровый хвост «Рыба-Кит», арт-объект Алёны Вальковой из Пинеги, который признали лучшим на конкурсе арт-объектов. Второе место заняла та самая «Квартирка», а третье поделили «Вдох» (в своеобразной арке очень многие гости фестиваля сфотографировались) и «Пращур». Пращур — это останки древнего летающего ящера, которые торчали из песка.

Песчаный пляж в этот раз был огромен и пришлось хорошенько потопать, чтобы осмотреть все находившиеся там арт-объекты. Кроме того, там же организаторы разместили спортивную площадку, огненную и тихую сцены и кинозал. Кинозал в этот раз производил внушительное впечатление, кроме того, он был расположен прямо на спуске с берега на пляж. Таким образом, удалось создать подобие ступенчатых рядов традиционного кинотеатра.

«Тайболу» можно описывать ещё очень долго и скрупулезно, но это иррационально. Тем более, в сети уже появились десятки отзывов и различных репортажей с мероприятия, которые позволят взглянуть на него под самыми разными углами. Пожалуй, главное, о чём ещё следует упомняуть — полное соответствие названия действа его содержанию.

В 2019 году действительно была наглядно продемонстрирована «Сила притяжения» «Тайболы» — несмотря на довольно пугающий прогноз погоды, новое место для полигона и ряд невнятных оргмоментов фестиваль посетили более 3000 человек, тем самым, нисколько не снизив планку, твёрдо поставленную в 2017 году. Можно сказать, что в предыдущие годы команда Ильи Кузубова работала на фестиваль, а теперь раскрученный бренд сам стал работать на неё.

В итоге становится даже жалко, что «Тайбола» с некоторых пор проводится только раз в два года. С другой стороны, мероприятие такого уровня за год просто не подготовить…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 9 =