30-летие приезда группы КИНО в Архангельск отметили концертом «СимфоКИНО» в Театре Драмы

 Фото: Олег Комиссаров

Пожалуй, этот концерт стал лучшим шоу Archangelsk Music Weeks 2020 года.

И снова я пишу о концерте продолжающихся Архангельских недель музыки (Archangelsk Music Weeks), и снова делаю это со значительным опозданием. ведь после концерта проекта «Симфоническое КИНО» прошло уже больше недели. На этой неделе и сам фестиваль подойдёт к концу, причём некоторые заявленные мероприятия так и не состоятся по всем известным причинам.

Тем больше радости от того, что всё же удалось организовать выступление в Архангельске «СимфоКИНО». Зародилось оно десять лет назад благодаря большому фестивалю «20 лет без КИНО», к которому современный композитор Игорь Вдовин подготовил аранжировки хитов легендарной группы для исполнения с оркестром. 

Эта идея получила своё развитие, и теперь с гастролями по стране ездит большой проект под общим названием «СимфоКИНО». Его непременной частью остаётся Юрий Каспарян, гитарист КИНО с 1982 года и до трагического распада, один из постоянных участников курёхинской ПОП-МЕХАНИКИ и сооснователь Ю-ПИТЕРА. Продюсером проекта выступает сын Виктора Робертовича Цоя Александр.

Привезти «СимфоКИНО» в Архангельск Поморская филармония пыталась уже давно, но получилось это только на вторые Archangelsk Music Weeks – всё же, это серьёзное дело, требующее больших финансовых вложений из-за многочисленного состава музыкантов. Тут без грантовой поддержки было не обойтись. Но стоило ли оно того? Сейчас узнаем!

По уже сложившимся традициям важных мероприятий от Поморской филармонии, выступление предваряла пресс-конференция от главных действующих лиц грядущего действа. На этот раз ими стали Юрий Каспарян и Александр Цой. 

Благодаря многим и вполне понятным факторам, в России уже сформирована легенда КИНО, как национального музыкального феномена. Так что, когда появились Юрий и Александр, сложилось впечатление, что от их значительности у многих в помещении просто дух перехватило. Если говорить об атмосфере, не было ажиотажа, излишней «звёздности», но при этом сохранялась строгая значительность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Испорченное «Лето»: рецензия на фильм Кирилла Серебреникова о Майке и Цое

После наводящих вопросов Юрий и Александр рассказали некоторые подробности  о реализации проекта «СимфоКИНО», всё-таки он имеет уже довольно долгую историю. 

– Постепенно меняются программы, появляются новые оркестровки разных песен, формируются разные программы – отметил Юрий Каспарян – У нас были концерты к юбилею альбома «Группа Крови», сейчас прозвучит программа больше из «Звезды по имени солнце». Проект живёт своей жизнью…

Помимо «СимфоКИНО», кстати, этими же людьми готовится иной проект, ещё более плотно связанный с наследием КИНО. В основе программы будет лежать уже настоящий голос Виктора Цоя, оцифрованный с оригинальных многоканальных записей, сделанных для альбомов группы. В составе грядущей формации вошёл не только Юрий Каспарян, но и оба басиста КИНО – Александр Титов и Игорь Тихомиров. Так же к концерту подготовят масштабное визуальное сопровождение.

– Мы попытаемся представить то, как группа КИНО бы выглядела в современную нам эпоху, реализуем для этого все технические возможности – подчеркнул Александр Цой. Судя по всему, в ход пойдут действительно все нынешние технологии, ведь оцифровку голоса Виктора Цоя делали в лучших студиях мира, работа шла в разных частях земного шара!

Однако помимо «официальной» работы с наследием КИНО есть и другая сторона этого явления. Понятно, что песни легендарной группы играют десятки тысяч музыкантов, и сотни коллективов представляют свои трибьют-программы КИНО. В том же Архангельске такие концерты играют сразу несколько коллективов. Но как к этому относится Александр?

– Я никогда стараюсь по возможности не препятствовать, если они не делают чего-то, что несовместимо с моим представлением о прекрасном. Единственное, я был бы очень рад, чтобы они всё же старались поменьше наряжаться в группу КИНО и делать вид, что они группа КИНО. Лично мне кажется, что всегда это выглядит немножко фальшиво… Мне больше нравится, когда люди, если и делают какие-то наработки, то подходят к этому творчески, пропускают через себя, при этом как-то рефлексируют и в итоге получается что-то новое. Это уже не дешёвая китайская подделка, а новое произведение со своим видением. В целом же я им не препятствую и даже иногда помогаю в чём-то. Но подход с копированием мне не кажется очень выигрышным – прокомментировал сын Виктора Робертовича.

Вскоре после пресс-подхода начался сам концерт. В тот вечер, 20 октября, на сцену вышли около полусотни музыкантов под руководством дирижёра Антона Шабурова. Костяк оркестра составили приехавшие из Санкт-Петербурга музыканты, которых «усилили» некоторые участники Архангельского камерного оркестра и ведомственного оркестра МЧС.

Нужно отметить как мастерские аранжировки Игоря Вдовина, в которых при кажущемся минимализме КИНО нашлось место для многих инструментов, так и высокий уровень играющих на этих инструментах петербургских музыкантов. Не приходится удивляться, почему организация такая дорогая общее звучание действительно того стоит, по словам Юрия Каспаряна «у нас уже все выправлено по десять раз и как следует отточено». Но при этом так же удалось добиться и сыгранности приезжих и местных музыкантов, как отметили на пресс-конференции, это безусловная заслуга Антона Шабурова, который может буквально за пару репетиций «привести в порядок» практически любой музыкальный коллектив.

А по центру сцены, конечно же, возвышалась статная фигура Юрия Каспаряна, его гитарные соло окончательно подтверждали – это та самая музыка КИНО, просто уже переосмысленная и значительно дополненная. Об отношении Каспаряна к музыкальному процессу хорошо говорит ответ на его вопрос об общении с поклонниками творчества: «Я не общаюсь со зрителями как таковыми. Как музыканту общаться со зрителем? Он играет, это и есть общение, вовлекает в мистерию свою»

В итоге музыка группы КИНО действительно ожила в тот вечер на сцене Драмтеатра и обрела подлинную силу благодаря симфонической обработке. Однако при этом стоит отметить достаточно минималистический видеоряд, сопровождавший выступление, порой даже не сочетающийся с масштабом музыкальных произведений. Впрочем, хотя бы и никак не портящий их…

Красноречивее всего об успехе предприятия говорит реакция пришедших на концерт зрителей. В перерывах между композициями практически не смолкал гром аплодисментов, после исполнения легендарного гимна «Перемен!» зал и вовсе аплодировал стоя, хотя это был далеко ещё не конец программы. Завершила же почти двухчасовой концерт «Кукушка».

Кстати, за всё время на заднике так ни разу и не появилось никакого изображения Виктора Цоя. Возможно потому, что музыка представленная в тот вечер уже порвала с привязкой как ко времени, так и к личности…

Концерт «СимфоКИНО» был приурочен к 30-летию приезда оригинального состава КИНО в Архангельск. Это были последние концерты КИНО с Виктором Цоем, буквально за два месяца до его гибели… Впрочем, как лаконично ответил мне Юрий Каспарян, из своего визита на север он не помнит уже ничего… И это вполне логично, учитывая количество концертов в его жизни. Зато Архангельск хорошо запомнил тот приезд легендарной группы. И, думается, отлично будет помнить этот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + четыре =