«Мы наносим Архангельск на музыкальную карту России»: репортаж с шоукейс-фестиваля Arсhangelsk Music Search

 Фото: Олег Комиссаров

Подобное мероприятие состоялось в Архангельске впервые.

Более недели назад досрочно завершились Архангельские недели музыки (Archangelsk Music Weeks), которые из-за ситуации с коронавирусом лишились примерно трети запланированных мероприятий. Значительно оскудели в 2020 году традиционные городские фестивали «Беломор Буги» и «Дни Джаза». Из-за болезни главных действующих лиц не состоялись плановые открытие и закрытие фестиваля. 

Но всё же Archangelsk Music Weeks 2020 года не только повторил, но и превзошёл прошлогодний успех, который держался как раз во многом на привозе музыкальных звёзд в рамках уже зарекомендовавших себя мероприятий. В этот раз Archangelsk Music Weeks зародил несколько новых традиций крепко стоящего на ногах регионального разнопланового фестиваля.

Одной из них, стал, безусловно, «Новый Восход» – однодневный фестиваль, собирающий на своей сцене сравнительно молодые, но в то же время уже очень популярные музыкальные коллективы, занявшие свою нишу в шоу-бизнесе. А вот второй традицией может стать появление Архангельской музыкальной сцены, как федерального феномена.

Помочь в этом призван Archangelsk Music Search — такое название выбрано для впервые прошедшего в Архангельске шоукейс фестиваля. Шоукейс-фестивали это серия выступлений молодых и перспективных исполнителей перед видными представителями СМИ и шоу-бизнеса для возможного сотрудничества с ними в дальнейшем. На Archangelsk Music Search съехались эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, а заявки рассматривались от групп со всего СЗФО. Вот как прошло завершающее шоу фестиваля. 

Рекомендации от бывалых

Archangelsk Music Search шёл два дня. В первый съехавшиеся эксперты в рамках ряда мероприятий деловой программы обсудили с некоторыми приехавшими финалистами и пришедшими местными музыкантами ряд всегда актуальных для творцов тем. В частности, это «Промо-пакет музыкального коллектива», «Инструкция для выживания молодого артиста», «Как сделать выступление на музыкальном фестивале максимально полезным». «Как лейблы в 2020 году могут помочь музыкантам?». 

Деловая программа была очень хорошей! Так здорово увидеть вживую людей, которые организуют «топовые» музыкальные фестивали России, услышать их, понять, какие они перед собой ставят цели, каких музыкантов они ищут… Это было очень полезно, увлекательно. — рассказал архангельский музыкант, вокалист группы КАФЕ ВАН ГОГ, Юрий Рюмин — Максимальная польза от этого мероприятия — общение с новыми людьми, которые погружают в эту атмосферу, когда удаётся жить и реально зарабатывать деньги на музыке! А организаторам хочется сказать спасибо за то, что они пригласили именно тех людей, которые продвигают самую актуальную и классную музыку, и что они подарили людям, играющим музыку в Архангельске, возможность с этими людьми пообщаться.

При этом и организаторы, и участники деловой программы отметили катастрофически малую заинтересованность ею местного музыкального сообщества. Часть опрошенных мной музыкантов связывало низкую явку с тем, что программа шла в будний день, но и вечером не наблюдалось ажиотажа на самой интересной части, а именно живой дискуссии с приехавшими представителями музыкального бизнеса. А под конец следующего дня в клубе «Колесо» была запланирована, собственно, зрелищная часть Archangelsk Music Search — тот самый шоукейс-фестиваль.

На других посмотреть или себя показать?

— Подождите, подождите пожалуйста — окликает на лестнице за кулисами спешащего вверх Филиппа Шкаева из группы ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ МЕХА басист группы НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР Сергей Гуляев — Я впервые послушал сейчас выступление вашей группы и мне всё так понравилось! Особенно эта вещь, где «Ты обещала любить»… И музыканты уже вместе скрываются на вершине подъёма.

Эта зарисовка как нельзя лучше иллюстрирует то, что и без статусного жюри Archangelsk Music Search стал очень полезен для местной музыкальной сцены, отобранные в финал группы зачастую слушали друг друга впервые и друг у друга же набирались опыта. При том, что все съехавшиеся коллективы так или иначе имеют отношение к Архангельску, хотя конкурс объявляли для музыкантов со всего СЗФО.

— Всего к нам пришло в этом году чуть больше 70 заявок на участие от музыкальных коллективов. Но, вопреки условиям конкурса, они поступали не только от групп из СЗФО, но и со всей страны! констатировал ведущий и один из организаторов Archangelsk Music Search Максим Пушкин — Приходилось объективно отсекать крутые группы, если они, скажем, из Омска. И это было мудрым решением — из-за пандемии даже не все музыканты из СЗФО смогли добраться до финального выступления. Сегодня должны были играть не шесть, а десять финалистов, но в итоге коронавирус косит все наши планы…

Первыми отыграли ВОЛНЫ СОВЕТОВ —определённо «тёмная лошадка» состязания, её название в Архангельске пока ещё не на слуху. Тем не менее, её выступление было хорошо продумано, а итоги фестиваля (о них чуть позже) оставляют надежду, что ВОЛНЫ СОВЕТОВ получили шанс выйти «в дамки» за пару-тройку ходов.

После ВОЛН СОВЕТОВ на сцене появился большой «электрический» состав группы ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ МЕХА. Архангельский слушатель чаще наблюдает её в виде акустического дуэта актёров Молодёжного Театра Александра Берестня и Филиппа Шкаева. За годы бурной концертной деятельности с толстым налётом богемности МЕХА получили статус, без преувеличения, культовой группы, и их выход в финал конкурса был достаточно логичен. 

— Всё прошло замечательно, хорошо, да и Слава Богу! Вроде все повеселились, никто не обломался… — оценил выступление Александр Берестень, а на уточняющий вопрос об участии в таких мероприятиях, добавил — Мы впервые отправили заявку на подобный конкурс, потому что тут все люди свои, знакомые — Максим Пушкин нам друг, «Колесо» тоже.

Затем выступила группа ANA, проект известной ранее по успешной группе КОРИЦА вокалистки Анастасии Рычковой. Как было наглядно видно, и Анастасия, и окружающие её музыканты продолжают расти и при этом умеют удивлять.

После ANA тема женского вокала продолжила раскрываться творчеством московской группы LOAD. В составе этого коллектива выступают две уроженки Архангельска, вокалистка Дарья Лойтер и клавишница Ася Омарова. LOAD в начале 2020 года приезжали в Архангельск на III международный фестиваль молодых исполнителей «Forever Young Classic», куда их порекомендовал талантливый архангельский пианист Денис Стельмах. Позднее подать заявку на Archangelsk Music Search группе предложил директор фестиваля и глава Поморской филармонии Василий Ларионов. LOAD это сравнительно большой состав музыкантов в белых одеждах, играющих неспешный красивый салонный арт-рок.

Ася Омарова: Пока что в Москве нам не приходилось участвовать в таких мероприятиях — мы только давали сольники или объединялись с какими-то другими командами для совместных концертов.
Дарья Лойтер: Это очень крутой фестиваль, и Поморская филармония большие молодцы, что организуют такое в Архангельске, мало кто может делать такое в целом по стране! Мы сами себе обещали: «Если мы охрененно сыграем, то мы делаем сольник в Москве!»
Ася Омарова: Просто берёт гордость за Родину. А люди, которых собрали на мероприятие вдохновляют нас продолжать творить.

Затем LOAD сменил архангельский «факин-рок» квартет PNEVMATIC EDUARD. Ранее группа была заметна больше кавер-программами, но к моменту участия уже достаточно твёрдо встала на ноги, чтобы показать только собственные песни. Пожалуй, это была самый энергичный коллектив за весь вечер, в финале её выступления у сцены впервые затанцевали люди. Вокалист и лидер PNEVMATIC EDUARD известный в сети, как Карен Кастано, признался, что не связывает свои долгосрочные музыкальные планы с Архангельском:

— В дальнейшем я планирую переехать в Москву, потому что Архангельск удобный город, но местная погода и вообще вся обстановка немного удручают в плане построения комфортного образа жизни. Чтобы как-то продвигаться, в любом случае, нужно стремиться к людям, которые действительно этим занимаются. Я у нас в городе не вижу музыкантов, которые понимают, что можно жить исключительно музыкой… А эксперты фестиваля — это очень хорошие, интересные люди, которые живут музыкой. И я хочу того же! Раньше мало об этом распространялся, но с годами понял одну очень важную фишку — если хочешь, чтобы что-то случилось, просто делись этим с другими! Просто говори «Я хочу быть музыкантом», а Вселенная сама подбросит людей, которые продвинут твоё творчество дальше. Никогда не стоит унывать, надо просто делать дальше!

Завершило фестиваль выступление теперь уже московской группы НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР, которая как раз является ярким примером того, как музыкальный коллектив идёт всё дальше, дальше и дальше. Сейчас НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР это долгоиграющий, слаженный механизм и плод упорного труда всех его участников, которые никогда не упускали возможности концертной деятельности. В итоге группа имеет долгую увлекательную историю и множество примеров успешной реализации в копилке, одним из последних примеров которых стало закрытие музыкальной части Archangelsk Music Search. 

А после нескольких часов музыки настало время выслушать слово экспертов.

Всем сёстрам по серьгам

На сцену «Колеса» после 10-минутного совещания в тот вечер поднялся внушительный экспертный состав, итоги представители музыкальной индустрии подводили поочередно.

— Мы обеспечим информационной поддержкой группы ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ МЕХА и НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР а ещё покажем песни своей команде, и поделимся с вами фидбеком начала раздачу призов представитель московского музыкального лейбла «Снегири» и подлейбла TwentyTwenty Марго Лебедева. 

Санкт-петербургский лейбл «Холодные Звуки» в лице Максима Ice Cold пообещал помочь устроить выступления в Питере тому же НЕИЗВЕСТНОМУ КОМПОЗИТОРУ и ВОЛНАМ СОВЕТОВ. А группа ANA получила возможность сведения трёх треков работниками «Холодных Звуков». 

Поморская филармония — самая крутая филармония в России. Подобные мероприятия надо проводить везде, а не только в России — подчеркнул в ходе своего выступления Максим.

В музыкальный лагерь Ural Music Camp (мероприятие, чем-то похожее на КЕНОVISION, но для музыкантов и с более высоким статусом) получил приглашение барабанщик ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МЕХОВ. 

— Каждый музыкальный коллектив сегодня радуется за своих соперников больше, чем за себя. У вас очень дружное музыкальное сообщество — отметила в ходе выступления исполнительный директор крупнейшего музыкального фестиваля России Ural Music Night Наталья Шмелькова — На этническую сцена нашего фестиваля, которая расположится в сердце Екатеринбурга, у Главпочтампта. мы приглашаем выступить НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР.

Наконец, под долгие аплодисменты на сцене появился, пожалуй, главный гость Archangelsk Music Search Степан Казарьян, создатель Moscow Music Week и директор фестиваля «Боль». В отличии от коллег, он был довольно категоричен:

— Никаких сверхоткровений я за сегодня не увидел. Но! Но это не значит, что сегодня была плохая музыка. Сегодня было шесть очень хороших групп, хотя я всё время ждал, что выйдет какая-то пионерия, начнёт скрежетать по струнам очень сомнительным образом, а мне захочется найти повод немедленно уйти. Ничего подобного не было, все очень достойные коллективы. Хочется выделить группу ВОЛНЫ СОВЕТОВ. Предпоследняя композиция у вас — просто бомба, за неё я прощаю вам всю вторичность, которую слышал до и после, поэтому мы вам дарим путёвку на Moscow Music Week. НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР — совершенно бесстыдная группа. Они как будто бы хотят понравиться всем народностям России сразу! А ещё они поставили на сцену сексапильного чувака со скрипкой, чтобы все клюнули на них. И знаете, мы тоже на них клюнули. Мы им дарим путёвку на ещё не анонсированный этноориентированный шоукейс-фестиваль, который будем делать в Казани. А больше всего мы бы хотели выделить группу ANA, которой мы ничего не обещаем на самом деле, потому что сами пока не поняли, что ей можем предложить. Это очень самобытная, хорошая музыка.

Тут ни добавить, ни убавить (хотя долгую лекцию о том, на кого похожа группа ВОЛНЫ СОВЕТОВ я позволил себе убрать), Степан Казарьян это один из безусловных авторитетов современного российского музыкального авангарда, человек, получивший премию Jager Music Awards 2019 года за вклад в индустрию.

А группам PNEVMATIC EDUARD и LOAD Степан Казарьян подарил делегат-пассы Moscow Music Week, то есть билеты, дающие доступ на все мероприятия фестиваля, в том числе и закрытые, «для своих». Визит в Архангельск Степана Казарьяна заслуживает отдельного комментария. 

Степана Казарьяна пригласить было тяжело. Moscow Music Week это структура достаточно плотная, они целый год работают над своими проектами, поэтому не всегда замечают какие-то письма, позывы… констатировал Максим Пушкин—  Но мне самому посчастливилось побывать на Moscow Music Week в качестве делегата от Archangelsk Music Weeks. Очень сильно помогли наши коллеги из Екатеринбурга, Екатерина Пологова и Наталья Шмелькова, этим вечером они остаются с нами в качестве экспертов. Эти люди откликаются, хотят работать, помогают нам — и вот сегодня, на мой взгляд, мы ставим Архангельск на музыкальную карту России! Я сам не до конца сейчас верю, что это получается.

По сути, тем вечером 30 октября состоялось последнее масштабное событие Archangelsk Music Weeks 2020. Напоследок стоит пожелать удачи его главному идейному вдохновителю, директору Поморской филармонии Василию Ларионову. И набираться терпения в ожидании Archangelsk Music Weeks 2021 …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *