Триумф московской сцены и малых форм: итоги шоукейс-фестиваля Arkhangelsk Music Search

 Фото: Олег Комиссаров

По уже сложившейся традиции он состоялся в рамках фестиваля Arkhangelsk Music Weeks в клубе «Колесо».

В четверг, 4 ноября, концерт группы «Мегаполис» закрыл третьи Архангельские недели музыки, или Arkhangelsk Music Weeks. Как ни странно, в 2021 году они получились не менее насыщенными, чем в прошлый раз, но ухудшение коронавирусной обстановки серьёзно ударило по масштабу действа. 

К примеру, рок-фестиваль «Беломор-Буги» и фестиваль современной музыки «Новый Восход» были перенесены на камерную площадку архангельского рок-клуба «Колесо». Пришлось вовсе отказаться от традиционного большого события на сцене областного Театра Драмы.  Однако все-таки наработки 2019-2020 года позволили фестивальной команде остаться на плаву в непростые времена. Свою роль сыграла и государственная поддержка в лице Губернаторского центра Архангельской области.

На сцене «Колеса» 31 октября вновь прошел Arkhangelsk Music Search второй архангельский шоукейс-фестиваль. Шоукейс-фестивали это серия выступлений молодых и перспективных исполнителей перед видными представителями СМИ и шоу-бизнеса для возможного сотрудничества с ними в дальнейшем. Кроме того, архангельский фестиваль подразумевает проведение образовательно-деловой программы, в которую вовлечены приезжие спикеры.

Трудности отбора

Arkhangelsk Music Search (AMS) начался еще в первой половине 2021 года с приема заявок от участников со всей России. Уже в большинстве своем знакомое по первому шоукейс-фестивалю жюри должно было отобрать наиболее достойных претендентов для живого выступления в Архангельске, чтобы оценить их потенциал. 

В итоге Фонд развития культуры и искусства Архангельской области и Поморская филармония получили 342 заявки из 3 стран и 43 регионов России. В начале августа был объявлен шорт-лист из 72 участников. Архангельскую область там представляли гитарист-экспериментатор ДэДэ, шугейз-дуэт «ЭЛЕКТРОЦОЙ», акустический бэнд ANA, альтернативный артист «Санциррап», пост-панк группы «КАФЕ ВАН ГОГ» и Ask the Ocean, электронщики Mapstax и «Защита от боггарта», реггей-бенд «Добрая Boroda» и рэпкор-метал группа Doublekil.

Однако в финал из всех этих исполнителей не вышел никто. Поморская филармония, пользуясь своим правом принимающей стороны, позднее все-таки обеспечила участие в мероприятии единственного местного представителя – «ЭЛЕКТРОЦОЙ». Так сложилось, что все остальные финалисты оказались из Москвы. 

– Я думаю, это хороший стимул для наших ребят задуматься над чем-то, поднатаскаться, может быть, прийти на деловую программу Arkhangelsk Music Search, я не так много на ней наших музыкантов увидел… Требуется какое-то повышение уровня! А еще надо подавать заявки – не все команды из Архангельской области, даже из тех, кого я знаю, заявились – рассказал один из организаторов и участник жюри Arkhangelsk Music Search Максим Пушкин.

Деловая программа 2.0

Деловая и образовательная программа Arkhangelsk Music Search планировалась изначально как двухдневная, однако непростое время внесло свои коррективы. 30 октября с 11:00 до 18:00 на базе Дома Молодежи несколько десятков приезжих из разных городов России экспертов проводили публичные беседы о проблемах музыкальной индустрии и мастер-классы для всех желающих на ряд связанных с ней тем.

В частности, были раскрыты секреты создания качественного музыкального промо, нюансы написания текстов песен, связи музыкальной индустрии и современных технологий, дизайнерские составляющие музыкального продукта. Центральным событием стала дискуссия организаторов крупных фестивалей Moscow Music Weeks (Москва), Fresh Fest (Санкт-Петербург), Ural Music Night (Екатеринбург), Другой (Архангельск), AWAZ (Казань), ВолгаФест (Самара). По итогу они признали, что допуск на массовые мероприятия по QR-кодам является необходимой мерой, хотя это и другие ограничения серьезно осложняют работу данной сферы. 

– Самое страшное в этой ситуации – это отсутствие доверия покупателя и продавца друг перед другом. Билет теперь не гарантирует, что концерт пройдет, это пустая бумажка. Хорошей иллюстрацией к этой ситуации может служить недавний тур группы «ГРЯЗЬ», который был запланирован ещё полтора года назад, и с тех пор постоянно переносился и переносился. Он не мог быть прибыльным ни при каких раскладах. В итоге вместо целой группы поехали два человека – вокалист и менеджер, бэк-MC, диджей в одном лице. Но они умудрились такой тур проехать – рассказал представитель питерского Fresh Fest и группы Oligarkh Антон Чиженок. 

По словам организаторов, в этот раз в деловой программе приняло участие больше людей, чем в 2020 году. Связано это с тем, что её проводили в выходной день. Кроме того, все выступления записаны на видео и доступны онлайн в группе фестиваля.

Волнующий финал 

Собственно, финалисты AMS тоже умудрялись попасть в Архангельск, несмотря на суточную доступность. С другой стороны, некоторые начали играть еще до пандемии – но при этом составы музыкальных коллективов минимизированы. Уже давно наблюдается тенденция сокращения ядра музыкальных групп до двух-трех человек в силу множества причин от разнообразия используемых в профессии технических новшеств и возможности лаконичности музыкальных высказываний, до банального комфортного решения гонорарной проблемы. 

Открыл финальные живые прослушивания клавишник группы Sirotkin Влад Хайдуров, сольно выступающий под псевдонимом Лус Киндер. В проекте играют еще два человека, но смог приехать только Хайдуров. Его творчество продолжает постепенно выходящую сейчас из моды тему экспериментального электро-попа. При помощи светлой позитивной энергии артист определенно располагает к себе. Жюри подарило ему приглашение на участие в музыкальном лагере Ural Music Camp и выступление в рамках фестиваля Moscow Music Week. 

Вторым сыграло московское трио Elektrolith. Музыканты настраивались около сорока минут, и все равно, по их же словам, остались категорически недовольны как своим выступлением вообще, так и звучанием в частности. Их можно понять Elektrolith оперирует достаточно сложным набором звуков и мелодий, поэтому технические аспекты необычайно важны. Однако для подлинных специалистов в области музыки, съехавшихся в Архангельск,  проблемы с подачей не стали помехой при оценке. В итоге Elektrolith заняли второе место по количеству наград, получив приглашения на фестивали Moscow Music Week, архангельский Другой и Ural Music Night.

Архангельский пост-панк/шугейз-дуэт «ЭЛЕКТРОЦОЙ» выступил на уровне со столичными гостями, но был отмечен единственным приглашением на Fresh Fest. Впрочем, у команды, которая играет меньше года, планируется участие ещё в нескольких эффектных концертах в Санкт-Петербурге, остаётся надеяться, что всё в их руках.

Продолжил вечер еще один дуэт, на этот раз этнический «Где-то там». Вокалистка Александра Лазарева талантлива в выбранном амплуа, противоречивое решение использовать бубен в роли тамбурина играет на руку сценическому образу «Где-то там». Отлично смотрится рядом и гитарист Александр Лазарев, который пользуется обширными возможностями инструмента, при этом не перегружая его обилием дополнительных средств. Именно «Где-то там» и взяли больше всего наград шоукейса, ими стали приглашения на фестивали Боль, ВолгаФест, AWAZ, Ural Music Night и даже норвежский Баренц-спектакль, представителем которого выступает Поморская филармония.

Затем сцену заняла певица Дарья Филимонова, выступающая под сценическим псевдонимом NEDOREMESLO. Дарья очень эксцентричный артист, однако ее вокальным дарованиям определённо нужна поддержка большая, чем просто минусовка. Её выступление оценил директор клуба «Колесо» и рок-фестиваля «Беломор-Буги» Александр Мезенцев, так что NEDOREMESLO ещё появится в старейшем музыкальном заведении столицы Поморья.

Закрыл вечер коллектив «Хроники Пикирующего Бомбардировщика» или просто ХПБ. Трио дало жесткой альтернативы и несколько разнообразило достаточно спокойный вечер. Их персональный итог – приглашение на фестиваль Ural Music Night. 

– Мы считаем, что не стоит делить музыку на жанры, нужно смотреть – живая музыка, или мертвая, хорошая она или плохая. Может быть очень плохая классика или очень хорошая современная музыка. Поморская филармония придумала конкурс Arkhangelsk Music Search, и он проходит уже второй год подряд, несмотря на непростые времена, чтобы поддержать молодых музыкантов – сказал директор Поморской филармонии Василий Ларионов после всех выступлений.

Отметим, что в этом году подведение итогов не вызвало большого ажиотажа и пространных речей спикеров с оценками творчества музыкантов, как это было на прошлом AMS. Самым запоминающимся моментом стало, пожалуй, спонтанное подключение к жюри Александра Мезенцева, сопровождаемое бурными аплодисментами.

Остаётся надеяться, что AMS-2022 пройдет с меньшими ограничениями – как в связи с коронавирусом, так и для участия музыкантов из Архангельской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *